Антирождественская история [шаг в прошлое...]

Автор TechSupport, 02 ноября, 2010г., 19:35

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 2 гостей просматривают эту тему.



TechSupport

Тайна «ограбления века» в Ростове остается до сих пор не раскрытой

Утром первого рабочего дня после праздника Рождества Христова 1918 года ответственные работники банка первого Ростовского общества взаимного кредита были срочно вызваны на работу. В приемной уже толпились вкладчики, желавшие получить назад часть своих сданных на хранение драгоценностей. Двери стальной комнаты, в которой размещались сейфы, почему-то не открывались. Тем не менее, председатель банка Александр Штром особо не волновался. Так как он, да и многие другие знали, что «стальную комнату», расположенную в подвале банковского здания, вскрыть невозможно.

Она была изготовлена в 1898 году по специальному заказу мастерами французской фирмы «Фиже» и немецкой «Арнгейм» и считалась неприступной. Стены, изготовленные из особого рода стали, не поддающейся никакому сверлу, вдобавок еще были опоясаны бетонной подушкой толщиной в метр. Двери в хранилище, помимо сверхсложного замка, снабжались двенадцатью замыкающимися штырями с поворотным штурвальным колесом и круглосуточно охранялись вооруженным караулом.

Тем временем народу все прибавлялось, а кассирам никак не удавалось открыть «стальную комнату». Дверь выдерживала тяжелые удары бревен-таранов. Наконец, техник-строитель банка Федоров догадался принести план устройства хранилища, по которому установили, что проще пробить ход в стальную коробку несколько в стороне, где ее стены были более тонкими. В ход пошли зубило, долото, шлямбуры и тяжелые молотки. Но лишь ближе к полуночи удалось проделать рядом с так и несокрушенной дверью небольшое отверстие.

Влезть в него мог только человек хрупкого телосложения. Однако желающих на вылазку в стальную комнату долгое время не находилось: за стеной завывал ветер, казалось, что кто-то шелестел бумагами. Добровольцем тогда вызвался техник Федоров. Заручившись гарантией на пожизненную пенсию своей семье в случае смертельного исхода, он разделся до белья и, держа в руках переносную лампу, протиснулся внутрь стальной комнаты.

Тоннель вел от «французской» пекарни

Представшая перед его глазами картина представляла жуткое зрелище. Сейфы были вскрыты. Ветер, вырываясь из черной дыры, пробитой в полу по центру комнаты гонял по стальным плитам банкноты иностранной валюты. Всюду были разбросаны золотые монеты, кольца, браслеты, брошки, кулоны. Рядом у дыры стояли кислородные баллоны с манометрами, валялись резаки по металлу, ломы и прочий инструмент, благодаря которому преступникам удалось проникнуть, в столь, казалось бы, непреступное хранилище.

Изнутри входная дверь была наполовину завалена землей, а в поворотный штурвал ее замков и засовов был вбит металлический клин. Федоров попросил передать ему через отверстие лопату, после чего он отгреб землю, выбил клин из дверного механизма, и только тогда двери «стальной комнаты» широко распахнулись. Вошедшие в хранилище воочию убедились, что совершена беспрецедентная кража.

Обследовав наутро подземный подкоп, ведущий к подвалу дома напротив, следователи смогли по достоинству оценить объем исполненной грабителями работы: длина подземного тоннеля составляла 35 метров, ширина один метр, а высота полтора метра. Уже в ходе следствия выяснилось, что подготовка ограбления длилась несколько недель. Все началось с того, что группа респектабельных дельцов сняла дом по Николаевскому переулку (ныне Семашко), расположенный напротив банка.

Арендаторов особенно интересовал подвал, где они якобы намеревались соорудить чудо-печь, чтобы снабжать весь город французскими булочками. Именно для такой печи, как объясняли «булочники», в подвал завозились лес и кирпичи. На самом деле, бригада умелых землекопов сооружала добротный тоннель - с деревянным полом, электроосвещением и прочными подпорками. Причем выкопанный ими лаз вел прямиком к центру панцирной комнаты с драгоценностями, что указывает на факт наличия у преступников подробного плана банка.

Когда землекопы закончили свое дело, в строй вступили «каменщики», разрушившие особым аппаратом прочный бетон до металлической рубашки хранилища. Сталь резали автогенным аппаратом, который по тем временам считался ультрасовременным инструментом. Когда же проем стал достаточно широк, преступники приступили к выполнению второго этапа их тщательно продуманного плана. Чтобы исключить возможность неожиданного появления кассиров или охранников, в поворотный механизм, устройство которого также, наверняка, было известно преступникам, был вбит клин.

Для звуконепроницаемости, дверь завалили землей, после чего и началось разграбление стальной комнаты. Сейфы-кассы вскрывали особыми рычагами. В полной готовности стояли резаки и запасные баллоны с кислородом. Однако они так и не понадобились - замки прославленной фирмы открывались довольно легко. Из полутора тысяч они вскрыли около тысячи сейфов, в которых хранили свое состояние крупнейшие предприниматели и купцы не только юга, но и всей России. Здесь они надеялись спасти свои сокровища от надвигавшейся на страну «красной чумы».

Брали только бриллианты, золото выбрасывали, как хлам...

Замурованное в недрах стальной комнаты добро, преступники брали с умом и практической сметкой, подсказанной, видимо, богатым криминальным опытом. Грабителей интересовало только самое ценное, а именно бриллианты. Бриллиантовые кольца, ожерелья и кулоны отбирались и выносились в подвал «пекарни», где опытные ювелиры отделяли камни от золотой оправы. Бриллианты складывались в чемоданчики, а золото, как ненужный хлам, выкидывалось тут же в подвале. При этом преступников не интересовала ни валюта, ни царские золотые рубли.

Сегодня не представляется возможным назвать хотя бы приблизительную сумму награбленного. Правление банка скрыло ее даже от полиции, назначив, однако небывало высокую награду каждому, кто окажет содействие в раскрытии этого преступления. Однако это громкое дело так и осталось нераскрытым. Грабителей не смогла вычислить ни контрразведка белых, ни ОГПУ, которое вело свое расследование после установления советской власти на Дону.

Поговаривали, правда, о том, что сыщики все же напали на след двух братьев, австрийцев Чертнер, которые буквально через несколько дней после ограбления Ростовского банка, подарили крупный бриллиант одной из певиц таганрогского варьете. Но задержать их так и не удалось.

Согласно другой версии, кажущейся более вероятной, ростовский банк «бомбанули» так называемые «варшавские воры». Двумя годами ранее они совершили не менее громкое ограбление стальной комнаты банка Харьковского приказничьего общества взаимного кредита. Причем общая картина обоих преступлений была практически идентична. Как и в «ростовском» ограблении в Харькове преступники действовали на рождественские праздники, прокопав тоннель в банк из соседнего двора. Сумма награбленного также была баснословна (примерно 2,5 миллиона рублей), а суперсовременные и дорогостоящие инструменты, как и в Ростове, были оставлены на месте преступления. По «горячим» следам тогда были задержаны восемь из девяти участников «харьковского» ограбления, однако позже, с началом революционных перипетий в стране, «варшавские воры» были отпущены на свободу. Поэтому не исключено, что именно кто-то из поляков в 1918 году и «выставил» банк первого Ростовского общества взаимного кредита.

Впоследствии информация о «ростовских» бриллиантах всплывала, то в Турции, то в Румынии, то в Албании. Но подтвердить ее подлинность не удалось. И тайна ограбления стальной комнаты ростовского банка так и осталась неразгаданной до сих пор.

annews.ru
С уважением, администрация ZamkiDveri.org



Материал сайта ZamkiDveri.org, размещенный в разделах: «Представительства компаний», «Акции, скидки», носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 435, 437, 494 Гражданского кодекса РФ. Для получения подробной и точной информации о стоимости продукции, скидках, акциях и спецпредложениях, пожалуйста, обращайтесь напрямую к производителям или официальным дилерам. Указанные цены, технические описания продуктов, в т.ч. в виде графических изображений, являются предварительными и не гарантируются нашим сайтом.